Храм Покрова Божией Матери
По всей России-матушке после краха коммунистической идеологии с ее атеистической сущностью стали возводиться и восстанавливаться православные храмы. В больших городах — многокупольные, величественные, с красочными росписями, в селах же — поскромнее. Об одной такой строящейся обители и ее духовном отце и окормителе пойдет речь.
В день памяти святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софьи с раннего утра в селе Покровское Курской области, у строящегося храма Покрова Божией Матери, где службу пока отправляют в приспособленном помещении, стояло немало машин, прибывших из Белгорода, Харькова, Сумы, Старого Оскола, из ближайших и дальних сел. Казалось бы, маленькая церквушка, а народу что яблоку негде упасть.
Мы с трудом протиснулись внутрь, кое-как пробились к аналою, чтобы приложиться к святым образам, с трудом успели записаться на целебную воду с молебна, которую здесь выдают порциями, свечи же смогли приобрести и поставить только после службы.
И вот к алтарю прошел глубокий старец — отец Серафим, настоятель строящейся обители Покрова Божией Матери, образ которой явился старцу во сне и указал место для будущего храма. Здесь же пробились два целебных источника.
Один — Серафима Саровского, второй — Казанской иконы Божией Матери, глазной. К слову сказать, в это холодное осеннее утро у источников люди не только набирали воду, но и окунались с головой, не боясь простудиться. А в лечебных свойствах воды из глазного источника я убедилась на собственном опыте.
Слава же богоугодных делах иеромонаха Серафима (в миру — Михаил Звягин) среди верующих обрастает легендами. Как сказал один из послушников обители, священников на Руси много, а вот отцов — единицы.
К отцу Серафиму и едут со всех концов верующие, одолеваемые тем или иным недугом. В основном люди, потерявшие веру в исцеление с помощью медицины.
И не всегда в этом повинны врачи и светила науки. Просто многие болезни даны нам за грехи наши, а тут медицина бессильна. Так вот, отцу Серафиму дано свыше распознавать причины людских мук и болезней и с помощью молитв лечить окаянные души наши.
Конечно, в этот день после праздничного богослужения поговорить с отцом Серафимом не удалось. Слишком много было желающих прикоснуться к его руке, рассказать о своей боли, беде или, наоборот, поделиться радостью, попросить благословения у человека, который, по словам насельников будущей обители, находится на послушании самого Господа Бога. И все же кое-что из жизни святого отца удалось узнать.
Родился он здесь, в селе Покровское Курской области, в многодетной крестьянской семье, скромной, тихой, верующей. Особой набожностью отличались мать и сынишка Миша, из всех детских развлечений предпочитавший игру в священника, стать которым он мечтал. Вместе с матерью мальчишка ходил в церковь, а когда в войну ее разрушили, то по православным праздникам они отправлялись в саму Глинскую пустынь.
Глинская иноческая обитель издавна славилась святостью жизни своих насельников. Основанная еще в XVI веке на месте явления Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, известной многими исцелениями, она притягивала огромное количество богомольцев.
В этот монастырь однажды, после очередного «похода», и подвязался в послушники Михаил Звягин. Благословил его на святые деяния Серафим Амелин, тогдашний настоятель обители.
Этот великий старец был истинным последователем богомудрых настоятелей Глинской пустыни. Именно ему во многом обязана обитель своим духовным расцветом и внешним благоустройством.
При Серафиме Амелине прославилась Глинская пустынь святыми старцами — духовными руководителями иноков и мирян к вечному спасению. Среди его истинных последователей и Серафим, избравший богоугодный путь восстановления и строительства православных храмов по России.
И это с Божией помощью ему и его верным последователям удается. На их счету восстановленные храмы в селах Козура и Тустолесово Костромской области, Красная долина Курской области, а в настоящее время — здешний, в Покровском.
Собственно, цель этой статьи — привлечь внимание верующих, всех, кому небезразлична судьба православия и возрождения духовности, с тем, чтобы помочь в строительстве.
Удивительно, но в короткий срок руками послушников и сочувствующих им мирян на пустом месте, в стороне от села, выросло целое поселение: это само помещение, где проходят богослужения, дом, в котором живут отец Серафим и юный келейник, домики послушников, здесь же столовая, она служит и гостиницей для тех, кто остается на собеседования, проводимые батюшкой после службы и вычита для больных.
На этих собеседованиях старец отвечает на вопросы верующих, дает советы и рекомендации, кроме того, в случае необходимости проводит и личные беседы. Иногда они длятся до самой ночи.
Многие, приезжая лечиться к отцу Серафиму, живут при обители неделями, а то и месяцами, находя здесь пищу и кров, иные остаются, становясь по благословению старца послушниками.
Вот и нас, всех без исключения, после молебна пригласили на обеденную трапезу в столовую. Пища была простой и скромной — постный борщ, гречневая каша и стакан кефира — но нам она показалась очень вкусной и сытной. И все это, заметьте, бесплатно, хотя желающих отобедать было немало.
Как же у них все организовано! И овощи сами выращивают, и на поле работают, и на зиму дрова заготавливают, а главное — по мере сил строят храм. Даже в этот православный праздник на территории обители шли строительные работы: прокладывалась дорога, а руководила строителями помощница отца Серафима.
Как выяснилось, у всех послушников, кроме основных обязанностей, связанных непосредственно с отправлением богослужений, масса других, чисто хозяйственных. Потом, надо еще и за больными, которые живут при обители, ухаживать.
Трудно живут послушники и насельники, но никто из них ни на что не сетует, лица их просветленные, души умиротворенные, ибо они верят в свое святое дело. И помогает им в этом благословение и проведение святого старца — архимандрита Серафима, одного из «истинных монахов», которые «светят миру простым образом богоугодного жития своего и живым действенным словом спасительной истины».