История Храма

История Храма Покрова Пресвятой Богородицы


Как звезды по лицу небосклона, так святые обители по лицу земли русской рассеяны. Даровал Господь эту благодать и Курскому краю. Об обители и Покровском храме в селе Покровском и пойдет речь. Как зародилась обитель? Чем живет на протяжении своего существования? Как взаимодействует с внешним миром?


Вспоминает матушка Любовь: «Отец Серафим пришел на голое место, пустыню. Ничего здесь не было. Это место пребывало в запустении. После разгрома немецких захватчиков здесь было большое поле, засеянное пшеницей. Это благодатное место, благословенное самой Царицей Небесной, когда еще здесь не было монахинь».


А Батюшке эти места очень хорошо знакомы. Это его родина. В детстве отрок Михаил очень часто ходил на эту возвышенную окраину, его влекло сюда необъяснимо. Привезли одну будочку. С этого и начал он служить в селе Покровском наш добрый пастырь. Его трудами был потом построен маленький домик — храм Покрова Божией Матери. Отец Серафим искренне хотел основать новую обитель для утверждения и просвещения в вере и благочестии там, где в этом имелась нужда и где это было угодно Богу.


Начало свое обитель берет с построения храма в 2000 году. В том же 2000 отец Серафим по благословению правящего архиепископа возглавил приход Покровского молитвенного дома села Покровского.


Послушникам необходимо было жилье. После принятия прихода отец Серафим стал беспокоиться о строительстве жилых домов для послушников. Затем следовали годы трудного поэтапного строительства просфорной, трапезной, гостиницы для паломников; были проведены газ, отопление, водоснабжение. «Удивительно, но в короткий срок руками послушников и сочувствующих им мирян на пустом месте, в стороне от села, выросло целое поселение», — делится воспоминаниями Н. Рудь из этого села.


Это само помещение, где проходят богослужения; дом, в котором живут отец Серафим и юный келейник Андрейка; домики послушников; здесь же трапезная, гостиница для тех, кто остается на собеседования, вычиты, проводимые Батюшкой после службы. Многие, приезжая лечиться к отцу Серафиму, живут при обители неделями, а то и месяцами, находя здесь пищу и кров, иные остаются, становясь по благословению Старца послушниками.


У послушников много забот. Обитель занимается зерновыми культурами, выращивает многолетние травы для кормов животных; имеются молодые насаждения плодовых деревьев. В огороде выращиваются самые необходимые овощи; здесь собирают урожай картофеля, тыквы, капусты, огурцов, помидоров, лука, свеклы, фасоли. Кроме того, на скотном дворе есть небольшое поголовье коров, свиней, птицы, лошадь. Молоко, яйца, мясо, творог, сметана у обители свои. Излишки с удовольствием приобретают прихожане храма. В общем содержание обители скудное, основным источником служат свои средства: труд насельников и пожертвования благодетелей и прихожан.


Поэтому настоятель храма отец Серафим ходатайствовал перед светскими властями о выделении на хозяйственные нужды земельных наделов. Местные власти к этому отнеслись благосклонно. Благодаря помощи главы администрации поселкового совета обители было выделено необходимое количество земли.


Много и других трудов и послушаний несут насельники: участие в богослужениях, работа в просфорне, в свечной лавке, приготовление трапезы, столярные, плотничные, слесарные работы, ухаживание за клумбами и саженцами, за кладбищем, где похоронены нищие и безродные люди. Эти послушания дают средства на содержание обители и предоставляют послушникам возможность закалить себя в труде, научиться терпению.


«Как же у них все организовано! — продолжает Н. Рудь. — И овощи сами выращивают, и в поле работают, и на зиму дрова заготавливают, а, главное, по мере сил строят храм, который стал украшением этих мест».


И обо всем этом заботится наш добрый пастырь, одновременно являясь настоятелем храма и ведя активную социальную деятельность. Отец Серафим открыл дом для престарелых и инвалидов, дом милосердия, богадельню — богоугодное заведение — так еще можно перевести это почти забытое в современном русском языке слово. Там живут пожилые, в большинстве своем ослабленные и немощные, одинокие люди, инвалиды. Благотворитель и нищелюбец Батюшка Серафим собрал средства для приюта пожилых людей, помогает престарелым людям и детям-сиротам. У настоятеля хватает сил на реальную благотворительность — призор над самыми нуждающимися, самыми неустроенными в миру, но верными Господу чадами.


Принимает обитель и бесприютных и безработных. Все они бесплатно пользуются столом, гостиницей. Обитель помогает некоторым из них вернуться к нормальной жизни.


При интенсивных, но посильных трудах наибольшее внимание уделяется внутренней жизни — изучению и исполнению евангельских заповедей, внимательному послушанию, хранению молитвенного настроя, взаимной любви, помощи и милосердию. Взаимоотношения насельников строятся на уважении, соборности, взаимном доверии и помощи.


Обитель формально — не монастырь, здесь нет монашеских постригов. А по сути в обители собрались люди, которые стремятся жить монашеской жизнью. Духовные чада, последовавшие за отцом Серафимом, образовали крепкую приходскую общину. Многочисленные дела и заботы требуют всего времени и полной самоотдачи. Планов на будущее очень много: это и оборудование, и украшение прилегающей к храму территории, и строительство нового храма, под который уже заложен фундамент.


В своей непродолжительной жизни приход претерпевает все те же материальные затруднения. Бывает, в оплату газа, света и воды Батюшка вносит свои пенсионные сбережения. Помимо богослужений, треб, проповеди Слова Божия настоятелю самому приходится вести бухгалтерские и другие хозяйственные дела. Трудно себе представить, как ему удается нести на себе эти труды. Тем не менее, с огромной радостью здесь совершаются службы, на которых поет хор общины и сам Батюшка Серафим. Организовано благоговейное чтение и пение на службах.


Батюшка много трудится для благоустройства и процветания обители, заботится о благолепии храма, как внутреннего, так и внешнего его облагораживания. Несмотря на скромный вид, храм может вместить до 300 человек. Он особо не благоустроен, не отличается благолепием. Но в нем царит особая благодать. Отец Серафим, имея от Бога высокие духовные дарования, сумел так искусно направить жизнь обители, что о ней узнали. В этот духовный оазис хлынул поток верующих, богомольцев, интеллигенции, студенчества, творческих людей. С каждым годом увеличивается число паломников в монастырь. Приезжающих сюда встречают лаской и теплом, предоставляют кров и бесплатное питание.


Много людей посещает монастырь ради того, чтобы попасть на прием к Батюшке. Большинство обращается с болью душевной и телесной, с болезнями, с горем, за духовным, житейским и врачебным советом. И всем оказывается помощь и дается утешение по молитвам нашего старца, и все обретают покой в этих стенах. Но прежде Батюшка приглашает всех на службу в храм, на общение с Богом. Службы здесь начинаются не очень рано, так как дорога дальняя; отовсюду едут люди, желающие помолиться. Батюшка ждет всех.


Из разных уголков России, Украины и Белоруссии приезжают паломники в Свято-Покровский храм, приезжают к Батюшке Серафиму, приезжают за советом, за духовной помощью в бедах, болезнях, невзгодах жизни земной и в поисках верного пути к спасению. Люди не имеют официальных приходов, их приход — вся Святая Русь. Но едут именно к нему, в эту Обитель надежды.